Обучение грамоте в подготовительной группе по ФГОП
Формирование звуковой культуры речи
Первым этапом обучения грамоте является формирование звуковой культуры речи. В подготовительной группе дети учатся различать все звуки родного языка, определять их место в слове, правильно произносить звуки и слова.
Для развития звуковой культуры речи используются различные игры и упражнения: артикуляционная гимнастика, звуковой анализ и синтез слов, составление звуковых схем, произнесение скороговорок и чистоговорок.
Развитие фонематического слуха
Параллельно с формированием звуковой культуры речи развивается фонематический слух – способность воспринимать и различать звуки речи. Упражнения на развитие фонематического слуха помогают детям различать слова, близкие по звучанию, выделять начальный и конечный звуки, делить слова на слоги.
Для развития фонематического слуха используются игры «Один лишний», «Угадай звук», «Что изменилось?», «Назови слова на заданный звук».
Обучение грамоте
На следующем этапе начинается непосредственно обучение грамоте. Дети знакомятся с буквами, учатся соотносить их со звуками. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, используются наглядные пособия и дидактические игры.
После знакомства с буквами дети учатся читать по слогам, а затем целыми словами. Вводится понятие о предложении, дети учатся читать и понимать простые предложения.
Письмо
Одновременно с чтением детей начинают обучать письму. Дети учатся писать печатными буквами, соблюдая правильное написание и соединение букв.
Для обучения письму используются различные прописи, графические диктанты и упражнения на развитие мелкой моторики.
Использование ФГОП в обучении грамоте
ФГОП определяет требования к обучению грамоте в подготовительной группе и устанавливает следующие цели:
- Развитие звуковой культуры речи
- Формирование фонематического слуха
- Обучение грамоте (чтение и письмо)
- Формирование элементарных представлений о предложении
Обучение грамоте в подготовительной группе по ФГОП осуществляется с использованием различных методов, средств и форм организации образовательного процесса, учитывающих индивидуальные особенности детей.